Дневник самоконтроля при бронхиальной астме: цель и задачи

Инфоурок › Другое ›Презентации›Выпускная квалификационная работа “ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ МЕТОДАМ САМОКОНТРОЛЯ ЗА ТЕЧЕНИЕМ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ”

Дневник самоконтроля при бронхиальной астме: цель и задачи

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Дневник самоконтроля при бронхиальной астме: цель и задачи Описание слайда:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5» Филиал № 2 Выпускная квалификационная работа ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ МЕТОДАМ САМОКОНТРОЛЯ ЗА ТЕЧЕНИЕМ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ по специальности 34.02.01 Сестринское дело Выполнила студентка Языкова В.С. Группа 43 Курс 4 Преподаватель – руководитель Спевакова Е.А. Москва 2017 год

2 слайд Дневник самоконтроля при бронхиальной астме: цель и задачи Описание слайда:

Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. По последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек. Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей встречается около 10%.

3 слайд Дневник самоконтроля при бронхиальной астме: цель и задачи Описание слайда:

Цель выпускной квалификационной работы: изучить влияние профессиональной деятельности медицинской сестры на уровень знании и умений пациентов методам самоконтроля за течением бронхиальной астмы Задачи выпускной квалификационной работы: 1.

Оценить исходный уровень знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы; 2. После проведенного обучения изучить уровень знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы; 3.

На основании сравнительного анализа (до и после обучения) определить особенности профессиональной деятельности медицинской сестры в повышении уровня знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы; 4.

Охарактеризовать основные направления повседневной профессиональной деятельности медицинской сестры по повышению уровня знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы

4 слайд Дневник самоконтроля при бронхиальной астме: цель и задачи Описание слайда:

Объект и предмет исследования Объект исследования: деятельность медицинской сестры при работе с пациентами, страдающими бронхиальной астмой Предмет исследования: влияния профессиональной деятельности медицинской сестры на уровень знаний и умений пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы

5 слайд Дневник самоконтроля при бронхиальной астме: цель и задачи Описание слайда:

Практическая значимость исследования

6 слайд Дневник самоконтроля при бронхиальной астме: цель и задачи Описание слайда:

Методы и база исследования ГБУЗ «ГП № 170 ДЗМ»

7 слайд Дневник самоконтроля при бронхиальной астме: цель и задачи Описание слайда:

Анализ результатов исследования

8 слайд Дневник самоконтроля при бронхиальной астме: цель и задачи Описание слайда:

Гипоаллергенная диета Рисунок А.12 – уровень информированности о соблюдении гипоаллергенной диете. Рисунок А.14 – информация о гипоаллергенной диете. Рисунок А.13 – информация о гипоаллергенной диете.

9 слайд Дневник самоконтроля при бронхиальной астме: цель и задачи Описание слайда:

Дневник самоконтроля Рисунок А.9 – информация о дневнике самоконтроля

10 слайд Описание слайда:

Пикфлоуметрия Рисунок А. 10 – Информация о пользовании пациентами пикфлоуметром. Рисунок А.11- информация о пикфлоуметре.

11 слайд Описание слайда:

Гипоаллергенный быт Рисунок А.15 – Уровень информированности пациента о соблюдении гипоаллергенного быта. Рисунок А.16 – Уровень информированности пациента о соблюдении гипоаллергенного быта

12 слайд Описание слайда:

Рисунок А.1 – Длительность заболевания бронхиальной астмы.

13 слайд Описание слайда:

Рисунок А.3 – информация об осложнениях при бронхиальной астмы Рисунок А.4 ¬- информация об осложнениях при бронхиальной астмы

14 слайд Описание слайда:

Рисунок А.5 – информация об информированности пациентов о самоконтроле при бронхиальной астме. Рисунок А. 6. – Информация об информированности пациентов о самоконтроле при бронхиальной астме.

15 слайд Описание слайда:

Рисунок А.7 – информация о посещаемости к врачу. Рисунок А.8 – информация о получении информации о самоконтроле.

16 слайд Описание слайда:

Рисунок А.18 – Уровень информированности пациента о запрете курения. Рисунок А.17 – Уровень информированности пациента о соблюдении примерного плана диспансерного наблюдения

17 слайд Описание слайда:

Рисунок А.19 – Уровень информированности пациента о прекращении приступа.

18 слайд Описание слайда:

Медицинская сестра служит важным звеном в обучении пациента. Информация, которую может предоставить медицинская сестра: Основные понятия о механизмах развития бронхиальной астмой (аллергическая воспалительная природа заболевания, бронхоспазм, отек бронхов, повышенное количество слизи в бронхиальном дереве, тучные клетки, эозинофилы).

Понятие об аллергенах и противоаллергическом режиме (группы аллергенов, сезонность, мероприятия по снижению концентрации аллергенов). Основные лекарственные препараты и механизмы их действия (бронхолитики как средства скорой помощи, бронхолитики длительного действия, глюкокортикостероиды и кромоны как базисные препараты, названия наиболее распространенных лекарств).

Ингаляционная техника и устройства (дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, небулайзерная терапия). Общеукрепляющие мероприятия и режим (физическая активность, гимнастика, питание, отказ от курения). Данная программа может быть различной по наполнению и поэтому занимать разное время, но при этом необходимо сохранять тематические разделы, указанные выше.

Роль медицинской сестры в обучении пациента при Бронхиальной астме

19 слайд Описание слайда:

План обучения пациентов Занятие № 1 Тема занятия: «Бронхиальная астма. Факторы риска развития заболевания. Этиология». Обзорная беседа: понятие о бронхиальной астме, об этиологии, о факторах риска развития заболевания (проведена беседа с пациентами, памятка Приложение В). Занятие № 2 Тема занятия: «Приступ удушья при бронхиальной астме.

Доврачебная помощь». Обзорная беседа: клиническая картина бронхиальной астмы, приступ удушья и доврачебная помощь (проведена беседа с пациентами, обеспечены пациенты памятками приступ удушья и доврачебная помощь приложение М). Занятие № 3 Тема занятия: «Применение пикфлоуметра».

Обзорная беседа: пиклоуметр, правила пользования пикфлоуметром, «Дневник наблюдения» проведена беседа с пациентами, обеспечены пацинтам памяткой Л). Занятие № 4 Тема занятия: «Соблюдение гипоаллергенной диеты.

» Обзорная беседа: порекомендовать пациентам, постоянный прием лекарственных препаратов, акцентировать внимание на том, что для достижения существенных результатов в лечении необходимо принимать препараты своевременно, рационально и бережно, правильно использовать их комбинации, систематически оценивать эффективность проводимой терапии, сообщать врачу о побочных действиях. Посоветовать пациенту, приобрести современные устройства для ингаляций – спейсеры (распылительные камеры), которые упростят использование дозированных аэрозолей, уменьшат всасывание лекарств и, соответственно, их побочное действие, оказать содействие в их подборе. Пациенты обеспечены памяткой по гипоаллергенной диете, представленой нами в приложении Ж. Занятие №5 Тема занятия: «Соблюдение гипоаллергенного быта.» Обзорная беседа: Порекомендовать пациенту, как правильно организовать гипоаллергенный быт.

20 слайд Описание слайда:

Рекомендации Регулярное посещение пациентами лечебно – профилактических учреждений; Соблюдение примерного плана диспансерного наблюдения; Посещение «Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой»; Регулярное и своевременное ведение дневника самоконтроля; Проведение пикфлоуметрии; Соблюдение гипоаллергенного быта; Стараться придерживаться гипоаллергенной диеты; Строго выполнять назначения и рекомендации лечащего врача

21 слайд Описание слайда:

Выводы проведенного исследования: 1. уровень знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы составил: 70% (21) респондентов не ведут дневник самоконтроля, 43% (13) не пользуются пикфлоуметром, 37% (11) не соблюдают гипоаллергенную диету, и 20% (6) не придерживаются гипоаллергенного быта. 2.

После проведенного нами обучения повысился уровень знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы, и мы видим, повысился уровень информированности пациентов о пикфлоуметре, гипоаллергенной диете, быту и 70 % респондентов будут вести дневник самоконтроляхотели, все респонденты хотят получать необходимую информацию по самоконтролю от медицинской сестры; 3. На основании сравнительного анализа (до и после обучения) нами были определены особенности профессиональной деятельности медицинской сестры в повышении уровня знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы – проведение обучающих бесед с пациентами, разработка памяток, стендов, санбюллетеней, мотивация пациентов на посещение «Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой». 4. основными направлениями повседневной профессиональной деятельности медицинской сестры по повышению уровня знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы являются: грамотно собрать информацию у пациента о заболевании. Медсестра должна знать о причинах заболевания. Следует знать гигиенические и экологические особенности профессиональной деятельности и проживание больного. При посещении пациента на дому медсестра учитывает следующие факторы риска развития заболевания: наличие плесени; обилие домашней пыли пуховые подушки, перины, ковры в комнате больного цветы в горшках домашние животные и птицы курение и использование косметических средств в помещении близкое расположение кухни

22 слайд

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/vipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota-professionalnaya-deyatelnost-medicinskoy-sestri-v-obuchenii-pacientov-metodam-samokontrolya–2039389.html

Планирование САМОКОНТРОЛЯ ПРИ АСТМЕ | #04/99 | Журнал «Лечащий врач»

Дневник самоконтроля при бронхиальной астме: цель и задачи
Рисунок 1. Исследования показывают, что у пациентов реже развиваются астматические приступы, если они удваивают свою обычную дозу ингаляционных кортикостероидов при падении максимальной скорости потока выдыхаемого воздуха ниже определенного уровня

Каждый день пациентам-астматикам приходится решать, когда и как им принимать лекарства. Но проблема заключается не в том, что пациенты должны сами управлять астмой, а в том, каким образом врачи и медсестры могут помочь им в этом деле.

В данной статье показано, как планирование самоконтроля (ПСК) соотносится с последними методическими указаниями по ведению больных астмой в Великобритании (табл. 1 и 2), каким образом ПСК работает и как его использовать, а также каковы возможности его дальнейшего развития.

Система первичной помощи проводит купирование почти всех острых приступов астмы, занимается большинством рутинных повторных осмотров астматических больных. Сегодня вводятся отделения для работы с хроническими больными, где пытаются достичь наилучших результатов в лечении больных бронхиальной астмой.

  • В наше время пациент стремится активно участвовать в выборе решений, касающихся его здоровья, и помогает в наблюдении за симптомами болезни и уровнем максимальной скорости потока (МСП) выдыхаемого воздуха.
  • Это сочетание хорошо организованной первичной помощи и правильной мотивации у пациента дает возможность более широкого использования плана самоконтроля.
  • Целесообразность применения ПСК подтверждается научными исследованиями, что отражено в последних методических указаниях по ведению больных бронхиальной астмой в Великобритании.

До начала 80-х считалось, что повышение образовательного уровня пациентов поможет снизить смертность. Исследования, проведенные в общей практике под руководством Хилтона и Дженкинса, предусматривали обучение пациентов в устной и письменной форме, а также с помощью аудиокассет. Выяснилось, что хотя объем знаний пациентов увеличивается, смертность от астмы остается прежней.

Читайте также:  Репата (эволокумаб): инструкция по применению, цена, отзывы и аналоги препарата

Открытое (без контрольных групп) исследование, проведенное в Великобритании, показало, что приступы становятся реже, если пациенты удваивают дневную дозу стероидов при падении МСП ниже определенного уровня. Этот обнадеживающий результат вскоре был подтвержден исследованиями с контрольными группами, установившими, что письменные ПСК с гибкими режимами дозировок действительно приводят к снижению летальности.

1. Ингалируемые бронходилятаторы 2. Кромогликат-подобные ингаляторы или ингаляторы, содержащие кортикостероиды в низких дозах (800 мг) и, возможно, ингаляция b2-агонистов длительного действия 4. Последовательное присоединение:

  • b2-агонистов длительного действия
  • теофилинов
  • ипратропиум-подобных препаратов

5. Системная кортикостероидная терапия

Внимательное изучение этих работ показывает, что пациенты делают все, что в их силах, видя энтузиазм, с которым врачи и медицинские сестры составляют эти планы.

Однако в дальнейшем было подтверждено, что ПСК действительно значительно снижают частоту тяжелых приступов, уменьшают необходимость проведения срочных курсов системных кортикостероидов и сводят к минимуму необходимость госпитализации.

В подавляющей части исследований эффективности ПСК для удобства описания состояния пациента использовали три цвета, соответствующие цветам светофора.

Зеленый (можно идти) означает, что у пациента нет кашля, хрипов и одышки, не возникает никаких проявлений астмы при нагрузке и наблюдаются нормальные значения МСП (>70% от наилучшего значения).

Зеленый рейтинг оставляет пациенту его обычную дозу профилактически ингалируемых препаратов (как правило, кортикостероидов) и возможность использования препаратов, быстро облегчающих состояние (ингалируемые сальбутамол или тербуталин) по мере необходимости.

Желтый (предупреждение) используется тогда, когда у пациента обнаруживаются некоторые симптомы, включая кашель, хрипы или одышку, возникает потребность в повышенном употреблении бронходилятатора, МСП выдыхаемого воздуха составляет 50-70% от возможной. Желтый рейтинг ведет к удвоению ингалируемой дозы будесонида или беклометазона дипропионата.

Красный (опасность) означает одышку и дистресс, при этом МСП выдыхаемого воздуха не достигает 50%. Пациент должен немедленно обратиться за медицинской помощью в ближайшее медицинское учреждение, как правило к своему врачу общей практики или в местную больницу.

  • Пациентов пятой ступени следует рассматривать как отдельную группу
  • Начинайте с высоких доз ингаляционных кортикостероидов, затем снижайте дозу
  • Ингаляторы с b2-агонистами длительного действия являются альтернативным методом увеличению дозы ингаляционных кортикостероидов на ступени 3
  • Применяйте планирование самоконтроля
  • Ингаляции будесонида и беклометазона дипропионата являются равнозначными
  • Ингаляция флютиказона пропионата возможна в половинной дозе по сравнению с бекламетазоном дипропионатом и будесонидом

В некоторых планах состояние больного оценивается четырьмя цветами: между желтым и красным включается отметка о применении распылителя и/или курса системных кортикостероидов.

Изначальные рассуждения об опасности ПСК оказались напрасными. В действительности нет никаких свидетельств в пользу того, что пациенты откладывают обращение к врачу из-за наличия у них ПСК. Напротив, пациенты более внимательно оценивают те или иные симптомы и действуют согласно ПСК.

Таким образом, соотношение риск/ преимущества от применения ПСК совершенно однозначно: риск практически отсутствует, а польза огромна.

Поэтому, если пациент просит своего врача или медицинскую сестру составить ПСК, надо такой план составить.

Эти пациенты в любом случае принимают лекарства, ориентируясь на собственную оценку симптомов, а с ПСК можно быть уверенным, что пациент примет правильное решение.

Большинство ПСК предоставляют пациенту достаточную свободу действий, и единственной его обязанностью является проведение измерения максимальной скорости выдыхаемого потока.

Все пациенты, выписываемые из больниц после острого приступа бронхиальной астмы, должны иметь ПСК. Такие пациенты особенно внимательны к изменениям функции своих легких и, как правило, восприимчивы к обучению.

В пересмотренном руководстве по ведению больных бронхиальной астмой в Великобритании предполагается разработка ПСК для пациентов второй и выше ступени (см. табл. 1).

Однако основное внимание медицинских работников следовало бы сосредоточить на пациентах третьей ступени.

Их состояние более тяжелое, и они в основном находятся в ведении врачей общей практики (в среднем 41% детей и 24% взрослых в журнале врача общей практики имеют диагноз “бронхиальная астма”).

Использование ПСК на третьей ступени помогает определить, какие больные могут остаться на умеренных дозах ингаляционных кортикостероидов, повышая дозу только во время респираторных инфекций, а каким пациентам следует, несмотря на доверительное отношение к препарату и правильную технику его применения, рекомендовать другое лекарство — вместо или в дополнение к предыдущему.

Дневник самоконтроля при бронхиальной астме: цель и задачи
Рисунок 2. В основном в группы планирования самоконтроля входят пациенты, недавно выписанные из больниц

В соответствии с последними методиками тем пациентам, которые не могут контролировать свое состояние средними дозами ингалируемых стероидов (200-800 мг будесонида или беклометазона дипропионата ежедневно), рекомендуется повысить дозу или добавить b2-агонист длительного действия.

Новая рекомендация появилась благодаря растущему клиническому опыту применения бронходилятатора длительного действия и появлению грамотных научных работ.

Таким образом, те пациенты, которые не хотят применять или не переносят высоких доз ингаляционных кортикостероидов из-за дисфонии или непрекращающейся молочницы полости рта, имеют возможность добавить ингаляционный b2-агонист длительного действия.

Пациенты и медицинские работники могут выбирать из большого набора разработанных ПСК. Планы GPIAG и Beasley (включая версию с “кредитной картой”) были вынесены на всеобщее обсуждение. План национальной кампании “Астма” получил множество положительных откликов и поддержку Министерства здравоохранения; больные, которые его выбрали, имеют преимущество при получении первой помощи в больнице.

Однако лучший составитель плана — это профессиональный медработник, к которому больной обычно приходит на прием, а лучший план — тот, который больной понимает и которому следует.

Должно ли планирование основываться на порогах максимального тока воздуха? В настоящее время это остается предметом споров; сейчас рассматриваются основания для выбора 50 или 70% от “наилучшего возможного” максимального потока.

Некоторые исследования позволяют предположить, что проблема заключается в действиях пациента при ухудшении функции легких, то есть до того, как это отразилось на значениях МСП.

Исключение составляют больные с “хрупкой” астмой, при которой максимальный поток уменьшается до появления симптомов, указывая на необходимость срочного назначения кортикостероидов или распыляемых бронходилятаторов.

Не совсем понятно и то, в каких случаях следует увеличивать дозу. До последнего времени не было явных свидетельств того, что удвоение дозы ингаляционного флютиказона пропионата эффективно в неотложной ситуации.

Однако в 1996 году Леви с соавторами показал, что высокая доза флютиказона пропионата, ингалируемого через спейсер большого объема, столь же эффективна, как и короткий курс понижающихся доз пероральных кортикостероидов при умеренном обострении астмы.

У детей большая часть рецидивов астмы вызывается инфекцией верхних дыхательных путей. В этой связи кратковременное увеличение дозы ингалируемых стероидов вполне логично для предотвращения воспаления бронхиального дерева. Нет данных в пользу ПСК, основанных на применении кромогликата.

В последних методиках по ведению больных астмой в Великобритании подчеркивается необходимость “спускаться”, то есть уменьшать антиастматическую терапию, если заболевание не проявляется более трех месяцев.

Таким образом, ПСК должны содержать “срок годности.” Он может составлять от 3 до 6 месяцев, а затем пациенты должны пройти повторный клинический осмотр и усовершенствовать свой план согласно новым данным.

В этих методиках не рассматриваются новые противовоспалительные производные лейкотриена, такие как монтелукаст и зафирлукаст, и нет четкой “ступени”, по которой следует применять эти системно-активные препараты. Нет также и работ, посвященных их использованию в планах по самоконтролю.

Большинство пациентов с приступами астмы не имеют ПСК, и я убежден, что главной задачей команд общей практики является составление таких планов для пациентов, которые действительно в них нуждаются.

К ним относятся пациенты, недавно выписанные из больницы; пациенты, находящиеся на третьей или выше ступени с астматическими проявлениями; пациенты с непостоянной реакцией на известные раздражители, такие как сезонные аллергены или вирусная инфекция.

Нелегко научить пациента обращаться с ПСК. В ближайшей перспективе для автоматического создания и усовершенствования ПСК во время приема будут применять специально разработанные компьютерные программы. В дальнейшем может быть принята концепция “кредитной карты”, позволяющая пациентам иметь при себе подробности истории болезни и при необходимости предъявлять их медицинским работникам.

Обратите внимание!

  • Доказано, что применение планов самоконтроля снижает частоту острых приступов, уменьшает длительность курсов системной кортикостероидной терапии и госпитализации
  • Планирование самоконтроля лучше всего применять начиная с третьей ступени руководства, когда улучшение у пациента наступает либо от увеличения дозы ингаляционного кортикостероида, либо от присоединения ингалятора с бронходилятатором длительного действия
  • Планирование самоконтроля осуществляется различными способами; лучшим является наиболее понятный и удобный для пациента. При возможности в него должно входить измерение максимальной скорости потока выдыхаемого воздуха
  • Основными моментами при лечении с применением планов самоконтроля являются: выявление тех пациентов, которые действительно нуждаются в таком планировании; обучение персонала, ведущего таких пациентов; уточнение состояния пациента до мельчайших деталей

Источник: https://www.lvrach.ru/1999/04/4527616/

Неаллергические причины бронхиальной астмы

К
неаллергическим причинам, вызывающим
приступ удушья у больных бронхиальной
астмой, относятся: эмоциональный стресс,
резкая перемена погоды, выход на холодный
воздух, вирусная инфекция, физическая
нагрузка, резкие запахи, высокая влажность
и др.

Одним из характерных признаков
бронхиальной астмы является повышенная
чувствительность бронхиального дерева
отвечать сужением просвета бронхов на
воздействие различных неаллергических
стимулов, при этом возникает приступ
удушья.

С гиперреактивностью дыхательных
путей бороться очень сложно, и главный
метод лечения – стараться избегать
ситуаций, при которых возникает приступ
удушья.

Известно,
что нервный стресс может стать причиной
длительного приступа удушья, а у некоторых
больных только эмоции поддерживают
болезнь. Можно дать советы общего
порядка: стараться избегать стрессовых
ситуаций, заниматься физкультурой,
закаливаться. Существует и ряд больных,
которым нужно конфиденциально
рекомендовать обратиться к психотерапевту
или медицинскому психологу.

Больным,
у которых возникает приступ удушья при
выходе на холод, рекомендуется за 20-30
минут сделать ингаляцию сальбутамола.
Такая же рекомендация относится к
профилактике удушья, вызываемого
физической нагрузкой.

Больным необходимо
объяснить, что при астме можнозаниматься
спортом. Бронхиальная астма не является
противопоказанием для занятий спортом,
наоборот, физическая активность
способствует улучшению течения болезни.

Особенно полезным для больных астмой
является плаванье.

Занятие № 2

План
занятия:

  1. Что такое пикфлоуметр? Цели и задачи пикфлоуметрии.

  2. Методика использования пикфлоуметра.

  3. Методика самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра.

  4. Правила использования дозированного ингалятора.

  5. Правила использования спейсера.

  6. Правила проведения бронхолитического теста.

Цели
второго занятия:

  1. научить слушателей пользоваться пикфлоуметром, дозированным ингалятором и спейсером;

  2. научить осуществлять полноценный контроль за бронхиальной астмой, используя график пикфлоуметрии.

Реквизит:
ингаляторы, пикфлоуметр, спейсер, плакаты
с вариантами построения графиков
пикфлоуметрии, дневник самоконтроля.

В
начале второго занятия необходимо
кратко повторить те вопросы, которые
обсуждались на предыдущем. Желательно
предложить ответить группе на вопросы,
касающиеся определения бронхиальной
астмы и причин и механизмов развития
приступа бронхиальной астмы.

Пикфлоуметр
это прибор для измерения максимальной
(пиковой) скорости выдоха (ПСВ). Во всем
мире больные бронхиальной астмой утром
и вечером измеряют этот показатель,
контролируя состояние своего здоровья.
Показатель пикфлоуметрии напрямую
зависит от того, насколько сужены бронхи.

Техника измерения пиковой скорости выдоха:

  • Выдох осуществляется в положении стоя, чтобы во время выдоха активно работала диафрагма.
  • Необходимо сделать глубокий вдох.
  • Плотно обхватить мундштук прибора губами.
  • Сделать полный и резкий выдох.
  • Отметить показания прибора.
  • Повторить измерения ещё два раза и выбрать лучший.
  • Занести его в дневник, сравнить с предыдущими показателями.

Больных
необходимо обучить технике самоконтроля
бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра.
Для этого надо научить ведению суточного
и недельного дневника пикфлоуметрии.

Цели
и задачи дневника пикфлоуметрии
:

  • С помощью динамической пикфлоуметрии можно выявить причинный аллерген (по падению ПСВ в течение дня).
  • Определить степень бронхиальной обструкции (сравнивая показатель ПСВ с установленной для данного больного нормой).
  • Определить суточные колебания проходимости дыхательных путей.
  • Распознать начинающееся обострение бронхиальной астмы.
  • Оценить эффективность проводимого лечения.

На
занятии пациентам дается понятие о
разграничении зон контроля на графике
пикфлоуметрии, что крайне важно для
своевременного распознавания обострения
заболевания. Приблизительная схема
поведения больного при обострении астмы
обсуждается на занятии и записывается
каждым слушателем индивидуально, после
серийных измерений ПСВ.

Схема
разграничения зон контроля

Общепринятым
считается разграничение на 3 зоны, в
соответствии с цветами светофора:
зеленая,
желтая и красная зона
.

Зеленая
зона:
показатели ПСВ более 80% от лучших
значений. При этом самочувствие хорошее.
Рекомендация:
использовать свое обычное лечение.

Желтая
зона:
усиление одышки, появление ночных
приступов удушья, увеличение потребности
в использовании бронхорасширяющих
средств, усиление одышки при небольших
физических нагрузках. ПСВ – 60-80% от
лучшего значения. Рекомендация:
удвоить дозу базисного препарата.
Необходимо проконсультироваться с
врачом.

Красная
зона:
выраженная одышка, в том числе при
обычной физической нагрузке. Каждую
ночь приступы удушья. Резко возрастает
кратность применения бронхорасширяющих
средств. ПСВ – 40-60%, чаще ниже 50% от лучших
значений. Рекомендация:
нужна
срочная консультация врача, вызвать
скорую помощь.

  • Следовать
    этой схеме рекомендуется после
    согласования с пульмонологом.
  • На
    занятии подчеркивается, что основным
    принципом

    поведения
    больного при обострении бронхиальной
    астмы является усиление базисного
    лечения и обязательное внимательное
    наблюдение за своим состоянием для
    того, чтобы вовремя распознать угрожающую
    жизни ситуацию.
  • Если
    больной научится грамотно использовать
    пикфлоуметр, он сможет самостоятельно
    контролировать свою болезнь и более
    сознательно сотрудничать с врачом.

Источник: https://studfile.net/preview/1858328/page:2/

Образовательная программа

  • МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
  • Школа здоровья для больных бронхиальной астмой – регулярная форма занятий с больными, которые в течение определенного периода времени изучают ряд тем.
  • Школы проводятся:
  1. для амбулаторных и стационарных больных;
  2. как врачами, так и специально обученным средним медицинским персоналом;
  3. для всех больных бронхиальной астмой – единственное требование – сохраненный интеллект и память (больной должен усвоить полученную информацию); в группу входят больные разные по возрасту и с разным стажем заболевания.
  4. для больных с тяжелой формой бронхиальной астмы необходимо дополнять групповые занятия индивидуальным обучением.

Набор в Школу здоровья для больных бронхиальной астмой осуществляется:

  • в стационаре: о начале работы Школы здоровья оповещаются все врачи, которые составляют список пациентов, нуждающихся в обучении, и направляют их на занятия.
  • на амбулаторном приеме: участковые врачи сообщают больным предполагаемую дату начала занятий, затем по контактному телефону пациенты оповещаются о начале занятий.

Школа здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:

  • ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;
  • инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;
  • статистические формы регистрации и учета;
  • план и график работы;
  • закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.

Обязательным требованием является «недопуск» на последующие занятия тех пациентов, кто не посетил первого занятия, т.е.

Школа должна быть «закрытым коллективом» и в процессе цикла занятий не присоединялись новые больные.

Если не соблюдать это правило, то новые больные начинают задавать вопросы, которые уже обсуждались на предыдущих занятиях и тянут группу назад. Группа проходит полный цикл занятий, а затем набирается новая группа.

Количество больных в группе не должно быть более 8-10 человек. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

Для занятий лучше иметь учебный класс или другое помещение, где имеются столы, чтобы пациентам было удобнее производить записи.

К каждому занятию необходимо иметь демонстрационный материал: плакаты, буклеты, лекарства, видеофильм и др.

Цикл занятий может быть ограничен 5 уроками продолжительностью не более 1,5 часов. Общая продолжительность цикла должна составлять не более 7-10 дней. Занятия желательно проводить ежедневно или, в крайнем случае, с интервалом в 1-2 дня. В течение года обычно проводится 7-9 циклов занятий, в зависимости от потребности их может быть и больше. В летние месяцы обучение не проводится.

На первом занятии необходимо предупредить больных, что они должны задавать вопросы по мере их возникновения, не дожидаясь конца занятия. Таким образом, монолог врача прерывается вопросами и замечаниями больных, и занятие из лекции превращается в беседу.

Образовательная программа

Образовательная программа включает следующие темы:

  1. Что такое бронхиальная астма?
  2. Почему возникает приступ бронхиальной астмы? Аллергия и бронхиальная астма.
  3. Хроническое воспаление и бронхиальная астма. Механизмы обструкции при бронхиальной астме.
  4. Неаллергические причины бронхиальной астмы.
  5. Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные зоны контроля.
  6. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое лечение бронхиальной астмы.
  7. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.
  8. Глюкокортикостероидная терапия при бронхиальной астме.
  9. Лечение обострения бронхиальной астмы.
  10. Лечение и профилактика вирусной и бактериальной инфекции.

ЗАНЯТИЕ № 1

План занятия:

  1. Что такое Школа здоровья для больных бронхиальной астмой?
  2. Определение бронхиальной астмы.
  3. Бронхиальная астма – хроническое воспаление.
  4. Строение дыхательных путей.
  5. Что происходит при приступе бронхиальной астмы?
  6. Аллергические и неаллергические причины бронхиальной астмы.

Реквизит: плакат «Строение дыхательных путей», «Бронхи вне приступа и при приступе астмы».

На первом занятии больные знакомятся друг с другом и с преподавателем. Занятие начинается с того, что преподаватель представляется слушателям и записывает присутствующих. Затем кратко рассказывает о том, что такое Школа здоровья и как будет организована программа обучения; после чего переходит к теме первого занятия – «Что такое бронхиальная астма».

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

Пациентам следует объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, а не о полном излечении. Поэтому главная задача больного – научиться контролировать свою болезнь, не допускать обострений.

Для того чтобы контролировать свою болезнь, каждому пациенту надо хорошо представлять анатомию бронхиального дерева и те механизмы, которые лежат в основе приступа бронхиальной астмы.

Врач или средний медицинский работник рассказывает слушателям:

  1. о внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.
  2. о внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете – его составе и защитных свойствах.
  3. о механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.
  4. об аллергических причинах бронхиальной астмы.

Аллергия – это повышенная чув­ствительность организма к воз­действию некоторых факторов окружающей среды: химических ве­ществ, микроорганизмов и продуктов их жиз­недеятельности, пищевых продуктов, лекарственных средств, физических явлений; это состояние, имеющее наследственную предрасположенность, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Наиболее распространены такие проявления аллергии, как бронхиаль­ная астма, поллинозы(аллергия на пыльцу растений),крапивница.

Среди аллергенов самые распространенные – бытовая пыль, шерсть животных, пыльца растений, домашний клещ, лекарства, препараты бытовой химии, пищевые продукты. Сюда же относятся различ­ные бактерии, вирусы и грибки, продукты их жизнедеятельности.

Иногда аллергеном является рачок-дафния, который используется в качестве кор­ма для рыб.

Среди факторов, способ­ствующих росту числа аллергичес­ких заболеваний, большое место занимает и ухудшение экологической обстановки, в частности загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей.

Очень важно акцентировать внимание пациентов на профилактике бытовой аллергии, которая включает: регулярную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д.

Необходимо детально рассказать о домашней пыли, которая содержит много органических и неорганических компонентов, в частности, остатки насекомых, перхоть животных, остатки пищи, бактерии, грибы.

Еще один компонент домашней пыли – домашний клещ (Dermatophagoides pteronissimus), питающийся перхотью и остатками пищи. Часто домашний клещ является основным аллергеном. В коврах, мягкой мебели, шерстяных вещах, перьевых подушках содержится огромное количество клещей.

Ложась спать на перовую подушку и укрываясь шерстяным одеялом, больной бронхиальной астмой подвергается массивному воздействию аллергена.

Вследствие этого выработаны специальные требования к помещению, в котором живет больной бронхиальной астмой (особо строгие правила должны соблюдаться в отношении спальни):

  • В спальне должно быть минимум мебели. Украшения на стенах (в том числе и картины) и ковровые покрытия являются коллектором пыли, желательно от них избавиться. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.
  • Стенной шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда должна быть убрана в шкаф, а не развешана по стульям и лежать на кровати. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты.
  • Необходимо проводить влажную уборку не ре­же 3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой занимались родственники, а не сам больной астмой. Уборку помещения необходимо осуществлять специальным пылесосом с водным фильтром и сепаратором, который изолирует всю пыль в водной среде и предотвращает увеличение её содержания в воздухе после уборки обычным пылесосом.
  • На матрасы необходимо надевать специальные пыленепроницаемые чехлы. Под кроватью нельзя хранить старые газеты и книги.
  • Перьевые и пуховые подушки следует заменить на ватные или сделанные из полиэстера. На подушках также должны быть пыленепроницаемые чехлы.
  • На кровати должно лежать покрывало, чтобы в течение дня пыль не накапливалась на постели.
  • Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.
  • Запрещается заводить домашних животных. Необходимо разъяснить, что если у больного астмой есть аллергия на кошку, то заводить собаку также нельзя. При бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Больные должны знать, что нет «гипоаллергенных животных».

Больному астмой, у которого выявляется пыльцевая аллергия, важно знать календарь цветения растений в данной местности и принимать меры по избеганию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения – аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет.

Кратко необходимо остановиться на том, какие лекарственные препараты нельзя принимать больным с аспириновой бронхиальной астмой, а также какой они должны придерживаться диеты.

Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии, о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, стадия заболевания, возраст больного и т.д.

  1. неаллергические причины бронхиальной астмы

К неаллергическим причинам, вызывающим приступ удушья у больных бронхиальной астмой, относятся: эмоциональный стресс, резкая перемена погоды, выход на холодный воздух, вирусная инфекция, физическая нагрузка, резкие запахи, высокая влажность и др.

Одним из характерных признаков бронхиальной астмы является повышенная чувствительность бронхиального дерева отвечать сужением просвета бронхов на воздействие различных неаллергических стимулов, при этом возникает приступ удушья.

С гиперреактивностью дыхательных путей бороться очень сложно, и главный метод лечения – стараться избегать ситуаций, при которых возникает приступ удушья.

Известно, что нервный стресс может стать причиной длительного приступа удушья, а у некоторых больных только эмоции поддерживают болезнь. Можно дать советы общего порядка: стараться избегать стрессовых ситуаций, заниматься физкультурой, закаливаться. Существует и ряд больных, которым нужно конфиденциально рекомендовать обратиться к психотерапевту или медицинскому психологу.

Больным, у которых возникает приступ удушья при выходе на холод, рекомендуется за 20-30 минут сделать ингаляцию сальбутамола. Такая же рекомендация относится к профилактике удушья, вызываемого физической нагрузкой.

Больным необходимо объяснить, что при астме можнозаниматься спортом. Бронхиальная астма не является противопоказанием для занятий спортом, наоборот, физическая активность способствует улучшению течения болезни.

Особенно полезным для больных астмой является плаванье.

ЗАНЯТИЕ № 2

План занятия:

  1. Что такое пикфлоуметр? Цели и задачи пикфлоуметрии.
  2. Методика использования пикфлоуметра.
  3. Методика самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра.
  4. Правила использования дозированного ингалятора.
  5. Правила использования спейсера.
  6. Правила проведения бронхолитического теста.

Цели второго занятия:

  1. научить слушателей пользоваться пикфлоуметром, дозированным ингалятором и спейсером;
  2. научить осуществлять полноценный контроль за бронхиальной астмой, используя график пикфлоуметрии.

Реквизит: ингаляторы, пикфлоуметр, спейсер, плакаты с вариантами построения графиков пикфлоуметрии, дневник самоконтроля.

В начале второго занятия необходимо кратко повторить те вопросы, которые обсуждались на предыдущем. Желательно предложить ответить группе на вопросы, касающиеся определения бронхиальной астмы и причин и механизмов развития приступа бронхиальной астмы.

Пикфлоуметр– это прибор для измерения максимальной (пиковой) скорости выдоха (ПСВ). Во всем мире больные бронхиальной астмой утром и вечером измеряют этот показатель, контролируя состояние своего здоровья. Показатель пикфлоуметрии напрямую зависит от того, насколько сужены бронхи.

Техника измерения пиковой скорости выдоха:

  • Выдох осуществляется в положении стоя, чтобы во время выдоха активно работала диафрагма.
  • Необходимо сделать глубокий вдох.
  • Плотно обхватить мундштук прибора губами.
  • Сделать полный и резкий выдох.
  • Отметить показания прибора.
  • Повторить измерения ещё два раза и выбрать лучший.
  • Занести его в дневник, сравнить с предыдущими показателями.

Больных необходимо обучить технике самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра. Для этого надо научить ведению суточного и недельного дневника пикфлоуметрии.

Цели и задачи дневника пикфлоуметрии:

  • С помощью динамической пикфлоуметрии можно выявить причинный аллерген (по падению ПСВ в течение дня).
  • Определить степень бронхиальной обструкции (сравнивая показатель ПСВ с установленной для данного больного нормой).
  • Определить суточные колебания проходимости дыхательных путей.
  • Распознать начинающееся обострение бронхиальной астмы.
  • Оценить эффективность проводимого лечения.

На занятии пациентам дается понятие о разграничении зон контроля на графике пикфлоуметрии, что крайне важно для своевременного распознавания обострения заболевания. Приблизительная схема поведения больного при обострении астмы обсуждается на занятии и записывается каждым слушателем индивидуально, после серийных измерений ПСВ.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s4435t1.html

Роль медицинской сестры в обучении пациента самоконтролю и пикфлуометрии

Эффективность лечения бронхиальной астмы у пациентов тесно связана с тщательным выполнением ими квалифицированных врачебных рекомендаций.

Недостаточная осведомленность пациентов об основных факторах, лежащих в основе развития и обострений бронхиальной астмы, а также о существующих современных методах терапии приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения врачей, самостоятельно прекращают лечение или пользуются услугами неспециалистов.

Бронхиальная астма требует от больного длительного, иногда непрерывного и тщательного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных. Обучение пациентов является необходимой составной частью комплексной программы лечения больных бронхиальной астмой.

Для адекватного контроля данного заболевания необходима осведомленность родителей ребенка о болезни и возможностях современной медикаментозной терапии. Одной из лучших и эффективных форм обучения являются систематические занятия.

Для этого в лечебно-профилактических учреждения Липецкой области организованы «Школы для больных бронхиальной астмой» или «Астма-школы», занятия в которых проводят врачи-пульмонологи, участковые или семейные (общей практики) врачи.

Занятия могут посещат и родители детей с БА.

Основной целью «Школы для больных бронхиальной астмой» является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у пациентов и контроль за течением болезни у них посредством образования самого пациента и его родителей. В ходе этих занятий слушатели получают необходимую информацию о причинах развития бронхиальной астмы, основных способах лечения и методах самоконтроля.

  • Основные цели обучения в Школах для больных бронхиальной астмой:
  • – Расширить знания пациентов и их окружения о причинах, симптомах обострениях, приступах, тактике оказания помощи;
  • – Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющие риск развития его осложнений;
  • – Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и самоконтроля в домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при появлении симптомов.
  • – Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни;
  • – Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и укреплять здоровье.
  • Как видно из перечисленного ниже, одним из важнейших моментов в обучении пациентов самоконтролю является освоение пикфлуометрии и ведение дневника наблюдения за состоянием.

Пикфлоуметрия и обучение пациента самоконтролю при бронхиальной астме

Пикфлоуметрия (от англ. – “PeakFlow” – пиковый поток) – это метод определения пиковой объемной скорости форсированного выдоха.

Это важнейший тест для больных бронхиальной астмой, хроническим бронхитом и другими заболеваниями легких, требующими постоянного контроля за состоянием проходимости дыхательных путей.

Это особенно важно в тех ситуациях, когда применение более сложных методов недоступно.

Для данного метода исследования существует специальный прибор – пикфлоуметр, который представляет собой мундштук с градуированной шкалой. Современный аппарат удобен и прост в использовании, с его помощью пациент может самостоятельно контролировать свое состояние, рассчитать дозировку принимаемых препаратов и предупредить приступ удушья.

Пикфлоуметры бывают как для взрослых, так и для детей. Как правило, дети могут пользоваться прибором уже с 4-6 лет. Пациент должен самостоятельно или при помощи родителей проводить исследование дважды в день, и все показатели пикфлоуметрии заносить в свой график, с помощью которого возможно лучше понять особенности течения бронхита и астмы.

Источник: https://studbooks.net/2472896/meditsina/rol_meditsinskoy_sestry_obuchenii_patsienta_samokontrolyu_pikfluometrii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector