Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболевания

Психосоматика бронхиальной астмы предусматривает взаимодействие психогенного и психоэмоционального факторов при развитии бронхолегочных заболеваний. Многочисленные обследования доказали, что между удушьем и внешним психогенным раздражителем существует тесная взаимосвязь.

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболевания

Практически каждый пациент отмечает, что астматический приступ осложняется при волнении, эмоциональном стрессе или душевном напряжении.

Бронхиальная астма, как раз и является характерным примером психосоматической природы развития, который напрямую зависит от устойчивости психики.

Практически каждый пациент, страдающий бронхиальной астмой, отмечает ухудшение состояния во время сильных эмоций.

Психосоматические причины развития бронхиальной астмы

Астматическое заболевание может возникнуть не только в результате эмоционального фактора. Его основной причиной является повышенная чувствительность иммунной системы к различным раздражителям, поступающим в организм. Нередко спровоцировать астматический приступ может и нервное перенапряжение.

К психосоматическим причинам развития заболевания относятся:

  • сильный эмоциональный стресс;
  • нервные потрясения;
  • психологическая неустойчивость нервной системы;

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболевания

  • нервно-психические заболевания хронической этиологии и т.д.

У детей бронхиальная астма может передаться генетически, однако это не является показателем обязательного возникновения заболевания. В этом случае немаловажную роль играет эмоциональная устойчивость и общее восприятие ситуации. Если эмоциональное напряжение своевременно снимать, вероятность появления астматического приступа может снизиться в несколько раз.

Как правило, физическое и психосоматическое развитие болезни имеют тесную взаимосвязь, что является причиной острого приступа, которым может сопровождаться бронхиальная астма.

Статистика заболевания

Наибольшее количество бронхолегочных заболеваний встречается у детей, старше 5 лет. Мальчики болеют гораздо чаще девочек, что объясняется с точки зрения психосоматики более строгим воспитанием. Как правило, большая часть пациентов избавляется от астмы в период гормонального созревания, когда происходит перестройка эндокринной системы.

Немаловажную роль в развитии заболевания играет социальная обстановка в семье. Доказано, что болезнь может встречаться у каждого 3 пациента, выросшего в неполной семье. Нередко отмечаются случаи, когда заболевание у ребенка резко развивается в пьющих семьях, кроме того на ухудшение психосоматики ребенка может повлиять развод родителей.

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболевания

У взрослых астматиков пик заболеваемости приходится на 23-36 лет. В этом возрастном периоде отмечается наиболее высокий рост психологической напряженности. Характерно, что в этой группе пациентов наиболее часто заболевают женщины.

Симптоматика заболевания

К основным признакам бронхиальной астмы относятся:

  • нарушение дыхательной деятельности;
  • свистящие хрипы;
  • чувство сдавленности в области грудной клетки;
  • мучительный кашель.

Помимо характерной симптоматики, могут наблюдаться психосоматические симптомы, которые связаны с эмоциональным состоянием больного и особенно ребенка.

К ним относятся:

  • повышенная нервная возбудимость или, наоборот, полная апатия;
  • нарушения режима отдыха и сна;

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболевания

  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • иногда может присутствовать немотивированная агрессия и эмоциональные срывы.

При появлении любого из этих признаков, помимо аллерголога и пульмонолога, требуется консультация профессионального психолога, который способен оценить тяжесть симптоматики и принять необходимые меры к облегчению состояния больного.

Психологический портрет астматика

Тяжесть психосоматики определяется поведением пациента. Для определения психологического портрета человека, страдающего этим заболеванием, проводится оценка его состояния по следующим критериям:

Уединение и самореализация

Как правило, в этот период времени больной старается уединиться, скрывая свои эмоции. При хроническом течении бронхиальной астмы самоизоляция больного наблюдается более сильно.

Капризность

Больной становится капризным, ему трудно понравиться и угодить. Поведение в быту становится чрезмерно педантичным, с повышенными требованиям к окружающим. В случае малейшего нарушения его требований, больной замыкается и отстраняется от происходящего. Чаще всего этот такое поведение встречается у ребенка, что затрудняет психодиагностику.

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболевания

Затруднения в принятии решения

При возникновении конфликтных ситуаций, пациент не способен принять быстрое решение или совершить поступок. Внешне он вполне может принять точку зрения оппонента, но внутренне он не меняет своего мнения.

Нервозность и обидчивость

При психосоматике у астматиков наблюдается быстрая речь, которая нередко окрашена негативной эмоциональностью. Они утверждают, что окружающие люди не могут оценить их состояние. Как правило, астматики достаточно тяжело переносят стрессовые ситуации, что приводит к острому приступу заболевания.

Тактика лечения

Психосоматическое лечение направлено, в первую очередь на обучение пациента выражать свои эмоции, не сдерживая их. Важно научить человека делиться с близкими людьми своими проблемами и переживаниями. Главным в психосоматическом лечении является умение справляться со стрессовыми ситуациями, избегая нервного перенапряжения.

Как правило, самостоятельно выяснить психологические причины заболевания достаточно сложно, особенно у ребенка. Поэтому требуется помощь высококвалифицированного психоаналитика, который сможет выяснить истоки заболевания, в том числе и у ребенка.

Медикаментозная терапия предусматривает, помимо симптоматического лечения, назначение седативных препаратов (Валерианы, Пустырника, антигистаминных средств).

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболевания

При острых стрессовых ситуациях применяются седуксен или элениум. Более сильные транквилизаторы назначать не рекомендуется. Необходимо отметить, что хорошую эффективность в комплексе психотерапии показывают упражнения на дыхание, иглотерапия, массажные процедуры и климатотерапия.

Бронхиальная астма принадлежит к одному из самых малоизученных и сложных заболеваний бронхолегочной системы, поэтому для лечения используется весь спектр медикаментозной и вспомогательной терапии, что позволяет добиться длительной ремиссии и предотвратить возможные рецидивы.

Источник: https://AllergiyaNet.ru/zabolevaniya/astma/astma-psihosomatika.html

Психосоматика бронхиальной астмы: психологические причины возникновения заболевания у взрослых и детей

Бронхиальная астма – это мультифакторная патология, чаще всего обусловленная взаимодействием нескольких компонентов (аллергии, инфекционных агентов и психологических факторов).

Психосоматикой называют направление на стыке классической медицины и психологии, занимающееся исследованием возникновения и развития соматических заболеваний по психологическим причинам. Множество заболеваний, и астма среди них, связано с психоэмоциональным состоянием человека.

Психосоматика астмы обусловлена действием эмоциональных факторов: страхов, тревожных состояний, стрессов.

Астма на нервной почве

Бронхиальная астма может быть следствием аллергических реакций, вдыхания чрезмерно холодного или запыленного воздуха, табачного дыма, наличия хронических инфекционных очагов в дыхательных путях.

Иногда приступы развиваются как реакция на стресс, но не всякая стрессовая ситуация приводит к приступу.

Астма начинает развиваться, если человек переживает сильные негативные эмоции, находится в нестабильной атмосфере на протяжении длительного времени.

Бронхиальная астма может развиваться на нервной почве в таких случаях:

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболеванияСтресс в детском возрасте

  • в раннем детском возрасте причиной развития заболевания может стать появление другого ребенка, особенно если он старший, и все внимание ранее уделялось ему;
  • в пубертатном периоде многие подростки не сразу могут освоиться с изменениями, происходящими с их телом, игра гормонов вызывает различные отклонения в эмоциональном фоне, высокая тревожность, беспокойство, связанные с половым созреванием, неумение справляться с негативом или неспособность поделиться проблемами, могут стать причиной появления приступов удушья;
  • в детском и подростковом возрасте спровоцировать астматические приступы могут развод родителей или их постоянные споры, ссоры, холодная или чрезмерно напряженная обстановка в семье;
  • молодые люди нередко переживают по поводу будущего брака, отрыва от родителей или, наоборот, от личной неустроенности, и иногда чрезмерно сильные переживания провоцируют развитие этого тяжелого заболевания;
  • у взрослого человека бронхиальная астма также может начаться на фоне развода, конфликтов в семье, тяжелой ситуации с финансами, нереализованностью в профессиональном или социальном плане.

Эмоции, провоцирующие приступ астмы

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболеванияПриступ астмы

Приступ астмы характеризуется затруднением дыхания. Он развивается как реакция на вдыхание какого-либо вещества или на негативное эмоциональное состояние. Организм пытается указать человеку на какие-либо психологические проблемы, используя для этого довольно жесткий способ. Затрудненный выдох может свидетельствовать о том, что человек умеет только брать (вдыхать) и не желает отдавать, делиться (выдыхать). Также приступ астмы может быть спровоцирован тем, что человек испытывает тревогу, боится жить и дышать полной грудью.

Причиной астмы может стать неумение человека избавляться от груза негативных эмоций. Этим объясняется и тот факт, давно подмеченный психологами, что астма развивается по психологическим причинам у людей определенного склада.

Как правило, бронхиальной астмой страдают люди чрезмерно эмоциональные, глубоко переживающие события своей жизни, подверженные стрессовым состояниям.

Если человек при этом не умеет «сбрасывать» негатив, например, посредством слез или другими способами, у него может начаться тяжелая хроническая патология дыхательных путей, проявляющаяся приступами удушья.

Если же заболевание имеет преимущественно аллергическое происхождение, то и это может указывать на некие эмоциональные проблемы. Есть теория, что аллергия развивается как реакция человека на какие-либо события жизни. Эта болезнь свидетельствует о том, что человек чего-то не выносит, не может принять.

Свой протест человек не в состоянии выразить в силу особенностей характера, воспитания, потому, что находится в плену стереотипов или находится с чрезмерной зависимости от мнения других людей. Игнорирование, заталкивание внутрь переживаний приводит к развитию воспалительного процесса в дыхательных путях.

Особенности психосоматики астмы у детей

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболеванияНеблагоприятная обстановка в семье

Психосоматика бронхиальной астмы у детей может быть обусловлена воздействием неблагоприятной эмоциональной обстановки в семье или сложностями в отношениях с родственниками, прежде всего с матерью. В некоторых случаях малыш испытывает негативное воздействие ещё во внутриутробном периоде, например, если ребенок нежеланный, или мать пребывает в состоянии перманентного стресса во время беременности.

Первое, что делает ребенок, появившись на свет – учится дышать. Первый крик младенца – это призыв к матери, просьба о защите и помощи. Согласно одной из теорий, бронхиальная астма развивается как реакция на неправильные отношения ребенка с матерью, недостаток заботы и тепла.

В младенческом возрасте человек криком и плачем дает понять матери, что нуждается в её внимании, что ему необходима помощь. Если он не получает того, о чем просит, беспокойство и тревога остаются с ним на всю жизнь. В дальнейшем приступы детского плача сменяются астматическими приступами.

Таким образом, психосоматика заболевания обусловлена тем, что в детстве у человека не возникло корректных отношений с матерью, он всю взрослую жизнь испытывает пережитый недостаток любви, отсутствие взаимопонимания.

Возможна и прямо противоположная ситуация: астма нередко развивается у детей, которых чрезмерно опекают, давят заботой. Эмоциональное состояние такого ребенка, как правило, тоже не отличается стабильностью.

Как излечиться от болезни

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболеванияСеанс психотерапии

Астма – классическое психосоматическое заболевание, и для его лечения применяется психотерапия. Курсы у психотерапевта помогают пациенту более успешно справляться с воздействием внешних факторов, провоцирующих стрессовые состояния, учиться правильно высвобождать эмоции. С помощью психотерапии можно скорректировать различные расстройства эмоционального фона.

Пациентам с астмой психосоматического происхождения рекомендуются как индивидуальные, так и групповые сеансы психотерапии. Такое лечение помогает им побороть замкнутость, снизить уровень тревожности, подавить страхи.

Читайте также:  Астматический кашель у детей и взрослых: особенности, диагностика, лечение

Специалист учит пациента правильно реагировать на различные тяжелые в эмоциональном отношении ситуации.

На групповых занятиях применяются различные методики: астматиков лечат аутотренингом, дыхательными упражнениями, тренировками по функциональному расслаблению.

Очень важно для таких больных наладить отношения в семье: родителями, супругами, детьми.

Если негативная эмоциональная обстановка дома сохраняется, пациенту сложнее будет преодолеть болезнь, снизить количество и интенсивность приступов.

Поэтому проводить сеансы с психологом или психотерапевтом рекомендуется и остальным членам семьи астматика. Только так можно изжить конфликты и восстановить стабильную положительную атмосферу в доме.

Также астматикам рекомендуется несколько раз в год проходить лечение на курортах с горным и морским воздухом. Это не только благотворно отражается на состоянии дыхательной системы, но и помогает стабилизировать эмоциональный фон.

Источник: https://pulmohealth.com/astma/psihosomatika/

Психосоматика. Бронхиальная астма – Психология

Бронхиальная астма в 30 процентах случаев диагностируется как психосоматическое заболевание. Психосоматика астмы предполагает тесную связь между психологическими, душевными переживаниями человека и возникновением этого недуга. Это значит, что в указанных случаях симптомы и приступы астмы возникают именно и только на фоне психологических причин.

Причины возникновения астмы

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболевания

Рассмотрим причины возникновения бронхиальной астмы. Как можно установить что явилось причиной заболевания астмой: внешние или внутренние (душевные, психологические) факторы? Методом исключения.

  • Во-первых, необходимо исключить внешние по отношению к человеку факторы: неподходящий климат, курение, наличие химических производств, аллергия на что-либо и т.д. Хотя, в современном мире практически все живут в таких условиях, где присутствует хотя бы один из перечисленных внешних факторов. Но не все заболевают астмой. Это и есть повод задуматься, особенно, если ничего из перечисленного Вас не затрагивает.
  • Поэтому, во-вторых, речь пойдет о внутренних причинах, связанных с негативными душевными переживаниями человека, причем в которых он находился долгое время. То есть, в этом случае астма возникает на нервной почве.

Если рассматривать причины появления астмы у взрослого человека, то это будет: недовольство собой, перекладывание ответственности на окружающих, зависимость от мнения других, негативное переживание одиночества, подавленность. Иногда в корне этой болезни у взрослого человека оказываются негативные переживания, полученные в детстве.

Астма у детей

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболеванияПерейдем к причинам возникновения бронхиальной астмы у детей. Назовем две основные причины: отсутствие или недостаток любви и тепла мамы и, наоборот, переизбыток душащей заботы, гиперопека матери. Эти две причины включают множество подпричин.

  • В первом случае, с отсутствием-недостатком любви матери связано отсутствие атмосферы любви и тепла в семье, отсюда – частые или постоянные конфликты и стрессовые ситуации в семье. А это очень негативно сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Просто понаблюдайте за собой: как часто вы выходите из себя и кричите на детей, выясняете отношения с супругом (супругой) или как часто вы обнимаете своих детей и супруга (супругу) и говорите им: «я тебя люблю» просто так.
  • Вторая причина заболевания ребенка связана с другой крайностью в поведении родителей: гиперзабота, которая буквально «душит» ребенка, не дает самостоятельно «вздохнуть». Самое главное, что гиперопека – не есть проявление любви, как считают многие! Если я тащу своего ребенка во всевозможные (но так ли нужные) кружки-секции, диктую и приказываю что и как делать, не даю ему возможности самому что-то решать-выбирать (сами-то захотели бы так жить?) – разве я люблю? Нет. Так ответят вам все мудрые известные педагоги-классики и здравомыслящие люди.

Пути исцеления от бронхиальной астмы

Возможно ли исцелиться от астмы как психосоматического заболевания? Выход всегда есть. Скажем сразу, болезнь вообще случайно не появляется, она, по сути, является сигналом для человека, умеющего мыслить. Сигналом к изменению себя. Один древний мудрец сказал: Человек к 40 годам становится для себя доктором или остается дураком.

Поэтому взрослому человеку просто нужно  проанализировать свое душевное состояние: что именно внутри не дает покоя? Депрессия? Страх? Неприятие себя? Откуда появились эти эмоции? Для чего они вам? Может, ради здоровья стоит расстаться со своими обидами и страхами?

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболевания

А дальше, если хотите избавиться от них – подберите себе новый позитивный настрой посредством музыки, творчества, поездки, обновления окружающего пространства (перестановка в квартире, изменение цветовой гаммы в интерьере) и себя (чтение любимых книг, изменение прически, привнесение в гардероб ярких вещей) и т.д.

То есть, в случае с астмой как психосоматическим заболеванием, очень действенными оказываются психологические и психотерапевтические методы и приемы.

Что касается возможностей исцеления детей, то это опять же всецело зависит от взрослых — родителей, а особенно, от создательницы домашней атмосферы – мамы. Поверьте мне, любовь мамы может все. Тем более, любовь самых близких людей на свете: мамы и папы. Да, так просто и дешево. НЕ надо торопиться пичкать ребенка таблетками, надо обнимать, любить и выражать любовь (а это — не одно и то же).

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболевания

Даже мы, взрослые, любим, когда нам говорят ласковые слова, обнимают, когда не кричат на нас, внимательно нас слушают, а детям это – жизненно необходимо! От этого зависит их душевное и физическое здоровье! Может быть так, что в результате диагностики выявилась непсихосоматическая астма, возникшая из-за внешних причин. Тогда традиционное лечение лекарствами помогает очень хорошо (в отличие психосоматической астмы). Определенные травы, различные ингаляторы и специальные люстры помогают не только снять приступы астматического удушья, но и постепенно облегчают симптомы протекания заболевания, подводя к полному выздоровлению.

Опять же, параллельно с консервативным лечением также улучшайте атмосферу в семье, обнимайте почаще детей-астматиков, а лучше – всех членов семьи. Почему? Бывает так, что, когда ребенок заболевает, родители начинают искать виновного, возрастают недовольства, ссоры. Запомните: виноватых здесь нет, есть просто необходимость в любви и душевном тепле.

Еще один важный момент: дети до 12 лет очень тесно связаны с родителями на энергетическом уровне. Это значит, что, если с родителями что-то не так (имеется в виду негатив: ссоры, агрессия, ненависть, ревность, зависть и т.д.), то, даже если это не показывается ребенку, негативная информация считывается им бессознательно.

Далее психическое здоровье ребенка начинает ухудшаться (истерики, капризы, упрямство, непослушание, нереагирование, страхи). Если негатив продолжается долго, то ребенок заболевает физически.

Так проявляется и психосоматика астмы, и других заболеваний детей (только в причинах заболевания другими болезнями вместо удушающей заботы-любви или недостатка любви будут другие психологические акценты).

В одной семье с раннего детства старшая дочь болела бронхиальной астмой. Мама – медицинский работник, и я, будучи юной, не могла понять, почему она не может вылечить свою дочь, хотя они перепробовали все лекарства (что негативно повлияло на кожу и жкт – появились аллергия, зуд и другие побочные эффекты), ингаляторы разные, люстры специальные…Переезд (после школы) и отдельная от родителей жизнь тоже ничего не изменила. Только потом из кратких рассказов ее сестры для меня что-то прояснилось: их мама жила с двумя свекровями (мать мужа и мать мамы мужа), которые не смогли принять жену единственного сына, который женился без их ведома-согласия. Из-за невыносимой жизни однажды зимой молодой маме с ребенком на руках даже пришлось пешком вернуться в свою деревню. Потом, конечно, помирились, на время…Через 25 лет постоянного лечения, устав пробовать все новые методы, обратились к человеку с даром видения, который сказал, что сделанная отвергнутой девушкой на беременную маму порча перешла на первенца-дочь. Известно, что на энергетическом языке, порча – это негативная программа, внедренная в энергополе человека с целью разрушения (в данном случае — человека). Но, можно ли это отнести к причинам возникновения астмы, неизвестно (хотя, В. Синельников к причинам астмы относит и сглаз).

Ребенок несет в себе энергетическую, генетическую, психическую информацию и мамы, и папы, поэтому их душевное состояние влияет, в первую очередь, на него, самого беззащитного в семье. Поэтому, если ребенок заболевает, и ему нет 12 лет, то мудрецы и целители причину ищут (и, как правило, находят) в отношениях папа-мама (муж-жена) или душевных страданиях одного из родителей.

Буду рада, если эта статья послужит кому-нибудь подсказкой.

Источник: https://psycop.ru/psixosomatika/psixosomatika-bronxialnaya-astma.html

Бронхиальная астма как психосоматическое заболевание

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболевания

Причины

Астма возникает у людей, которые биологически предрасположены к болезням дыхательной системы. Приступ провоцируют:

  • аллергены;
  • инфекции;
  • психологические факторы.

Психосоматический аспект заболевания

Психосоматика — официально признанное научное направление медицины и психологии, которое изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных (соматических) болезней.

Бронхиальная астма в трети случаев возникает из-за психологических причин, поэтому её относят к психосоматическим заболеваниям. Она имеет собственные механизмы возникновения и особенности протекания.

В некоторых случаях астма лечится у пульмонолога и психотерапевта совместно.

Механизм возникновения

Выделено две причины возникновения бронхиальной астмы:

  • недостаток внимания и заботы матери. Женщина отвергает ребёнка по каким-либо причинам (собственная незрелость, наличие неразрешённых проблем): при сближении с малышом она раздражается, а затем чувствует себя виноватой за это. Ребёнок ощущает негодование и отчуждение мамы, поэтому пугается и тревожится, выражая это плачем. Часто такие женщины запрещают показывать эмоции («не плачь, успокойся, не ори!»). К тому же малыш боится оттолкнуть мать слезами и криком. Поэтому он не плачет, а неосознанно прибегает к приступу, как к способу обратить на себя внимание, получить одобрение и теплоту;
  • чрезмерная забота. У ребёнка нет возможности «сделать вдох и выдох» самостоятельно, без надзора и помощи. Мать отвергает ребёнка, но не принимает собственную позицию и трансформирует её в мучительную для обеих сторон гиперопеку.

В любом случае человек хочет теплоты и любви, но боится получить их. Это отражается в специфике приступа: с одной стороны, он тем самым обращает на себя внимание, вынуждая проявить заботу, с другой — больному нужен воздух, поэтому тесный контакт исключается.

Приступ астмы — защитный механизм для смены тактики общения.

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболевания

У детей

Уяснив механизм развития болезни, выявили детей, входящих в группу риска:

  • с властными авторитарными мамами, от которых они зависят психологически;
  • с нехваткой заботы, любви, понимания;
  • являющиеся старшими в семье.
Читайте также:  Симвастатин: инструкция по применению, цена, отзывы и аналоги препарата

У взрослых

В основе приступов взрослых могут лежать внутри- и межличностные конфликты детского возраста:

  • недовольство собой реальным при стремлении достичь невозможного воображаемого идеала. В данном случае болезнь позволяет смягчить требования или уйти от необходимости преследовать идеальное. Больной с заниженной самооценкой и завышенными требованиями к себе не признаёт своей несостоятельности, ссылаясь на болезнь;
  • повышенные требования к окружающим и заниженные к себе. Заболевание используется для манипуляций и получения желаемого. Больной склонен перекладывать ответственность за себя и происходящее на других;
  • несформированность собственной системы ценностей, зависимость от чужого мнения при неспособности брать ответственность на себя. У больного повышается уровень тревоги, когда необходимо принять важное решение. Приступ — уход от этой надобности;
  • робость при урегулировании конфликтов. Тревожного больного просят быть «судьёй» в спорной ситуации. Приступ позволяет астматику переключить внимание конфликтующих сторон с ссоры на себя и ничего не предпринимать.

У взрослых приступ происходит в ситуациях, когда требуется проявить смелость, решительность, агрессивность, ответственность, самостоятельность, а также заботу, преданность или пережить печаль, одиночество.

Личность астматика

Учёные выделили личностные особенности больных бронхиальной астмой. Среди них:

  • склонность подавлять агрессию, депрессию и другие переживания. Больной испытывает агрессию, но не проявляет её, не «выпускает пар», а неосознанно выражает с помощью астматического приступа;
  • низкая стрессоустойчивость;
  • инфантилизм;
  • низкий уровень осознавания. Человек плохо осознаёт свои чувства, эмоции, желания, влечения, потребности из-за недостаточно развитого умения выражать переживания вербально;
  • высокая степень тревожности, возбудимости, истощаемости;
  • неадекватное представление о себе;
  • повышенная чувствительность к запахам;
  • зависимость от мнения окружающих.

Бронхиальная астма рассматривается как психосоматическое заболевание. В основе приступа лежит отвержение детей матерями. Поэтому в определённых случаях важно сочетать медикаментозное и психотерапевтическое лечение.

Источник: http://ovdohe.ru/bronhi/astma/psihosomatika-pri-bronhialnoj-astme.html

Бронхиальная астма как психосоматическое заболевание

Бронхиальная астма — заболевание, для которого характерна обструкция (закупорка) мелких дыхательных путей по причине хронического воспаления и повышенной реакции на различные аллергические стимулы.

Типичное проявление бронхиальной астмы — это одышка с сухими «жужжащими» хрипами.

Если же хрипы влажные, «булькающие», то мы имеем дело с так называемой сердечной астмой, причина которой — сердечная недостаточность.

Бронхиальная астма — нередкое заболевание, которым страдают сотни миллионов людей по миру. Среди знаменитых астматиков: кубинский революционер Че Гевара и олимпийский чемпион-штангист американец Томми Коно по кличке Железный гаваец, английский писатель Чарльз Диккенс и американский президент Джон Кеннеди, у которого была аллергия на шерсть.

Почему возникает бронхиальная астма?

Болезнь чаще всего развивается в детстве после инфекции верхних дыхательных путей и при столкновении с различными аллергенами, чаще всего с пыльцой растений. Как правило, в развитии болезни присутствуют пять патофизиологических компонентов:

  1. Спазм гладкой мускулатуры дыхательных путей, обычно мелких бронхиол.
  2. Отек слизистой дыхательных путей.
  3. Повышенная секреция легочной мокроты.
  4. Клеточная, чаще всего эозинофильная, инфильтрация стенок дыхательных путей.
  5. Повреждение и слущивание эпителия дыхательных путей.

Ранее большое внимание уделялось элементу спазма бронхов, и основу лечения болезни составляли бронхолитики — препараты, расслабляющие гладкую мускулатуру дыхательных путей. Затем акцент сместился на воспалительный процесс. Теперь же врачи все чаще обращают внимание на психологическую подоплеку заболевания.

Психологические аспекты бронхиальной астмы

Связь эмоциональных состояний с бронхиальной астмой впервые была отмечена еще Гиппократом, которому принадлежит изречение: «Астматик должен защитить себя от своего собственного гнева».

Классическая работа Рисса (1956) говорит, что в генезе бронхиальной астмы аллергические факторы повинны в 36 % случаев, инфекционные — в 68 % и эмоциональные — в 70 %.

Не пытайтесь складывать эти проценты, так как бронхиальная астма — это болезнь множественной этиологии и сочетанных факторов.

Какие же эмоциональные состояния вызывают приступы астмы?

Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболевания

Наиболее часто это тревожное состояние с нервным напряжением. На втором месте, как ни странно, — ожидание приятного возбуждения. Да-да, и предвкушение радостного события может закончиться астматическим приступом. Известна так называемая «астма первой брачной ночи», от которой пострадали многочисленные новобрачные и женского, и мужского пола. Вам будет полезно узнать, что даже смех может вызвать астматический приступ. Соответственно не спешите развлекать астматика анекдотами.

В обострении болезни также могут быть повинны фрустрации, чувство вины, унижение, обида. Нередко астма появлялась после смерти близкого человека, при разводах и разрывах романтических взаимоотношений.

Психоаналитики полагают, что центральный конфликт больного бронхиальной астмой возник еще в период грудного вскармливания, когда ребенку приходилось сдерживать свой плач из-за страха, что мать будет им недовольна и отлучит от груди. Что ж, оставим эту неслабую идею на совести поклонников Фрейда.

Пациенты, прячущие злобу внутри…

Насколько был прав Гиппократ, который искренне считал, что астма — это болезнь злобных людей! Отмечено, что больные бронхиальной астмой в самом деле испытывают вспышки сильной агрессии, однако они стараются удержать себя в рамках приличия и, как говорится, не выпускают гнев наружу.

Сдерживание гнева всегда сопровождается напряжением мускулатуры, в том числе и дыхательных мышц, что ведет к нарушению естественного ритма дыхания.

Сдерживанию внешних проявлений эмоций астматики научились в детстве, когда им постоянно твердили, что не нужно плакать, кричать, ругаться и вообще чем меньше бурных эмоций, тем лучше.

Что теперь делать несчастному астматику?

Может быть, не стоит сдерживаться, а лучше весь негатив выплескивать на окружающих? Мысль вполне логичная, но явно запоздалая и как минимум неумная… Когда механизм приступа бронхиальной астмы уже сформирован, ваши громогласные выражения эмоций только усугубят ситуацию и вообще вы рискуете получить астматический статус, т. е. приступ, длительность которого затянется не только на часы, но и дни. Госпитализация на неделю-другую гарантирована.

Лучше не сдерживание, а контроль эмоций

Имейте в виду, что любая сильная эмоция — это частичное безумие. Даже положительная эмоция «сносит голову», не говоря уж о страхе, гневе, тревоге. Рассмотрим подробнее эмоцию ГНЕВА, если уж ее обвинял сам Гиппократ. Гнев — это всегда эмоция «праведника», т. е.

гневающийся человек на 100 % уверен, что он абсолютно имеет право порвать врага, как Тузик грелку. Секрет контроля гнева заключается в допущении, что «праведник» хотя бы на 1 % ошибся или был неточен в своей оценке ситуации. Всего лишь одного процента неправоты достаточно, чтобы надутый злобный пузырь сдулся.

Будете в очередной раз злиться, задайте себе вопрос: «А я на 100 % прав?».

Пара рекомендаций астматику на дорожку

Лечиться все же лучше у нормальных врачей, специализирующихся по астме. Или хотя бы почитайте литературу по различным видам дыхательной гимнастики. Системы Бутейко и Стрельниковой описаны в интернете.

Они противоположны по сути и, несмотря на это, все равно работают. Потому что эффект не в технике, а в самодисциплине, которую эти методы развивают.

Кстати, свою психику тоже можно отрегулировать самому, и не обязательно бежать к психологу по каждому поводу.

Сергей Боголепов

Фото istockphoto.com

Источник: https://apteka.ru/info/articles/bolezni-i-lechenie/astma-psikhosomatika-/

Психосоматика астмы у взрослых и детей (как решается)

29.08.2018  ·   Психолог по психосоматике  ·   Комментарии: 1  ·  
Психосоматика астмы: психологические факторы развития заболевания

«Многие болезни родом из детства». Совсем недавно наши специалисты решали этот вопрос. И в этой статье я расскажу, в чем были причины и что мы делали. А после прочтения каждый из вас сможет ясно просмотреть свои взаимодействия психики и тела. Итак, поехали.

Астма официально признана медициной и считается исключительно психосоматическим заболеванием, несмотря на то, что в нем так же участвует инфекционная и аллергическая часть.

  • Вы должны учитывать, что эмоциональное состояние играет здесь не последнее значение.
  • Например, можно создать аллергическую реакцию, просто думая об аллергене, который запускает приступ (и мы воочию наблюдали такие вещи).
  • Иначе говоря, у астматика может начаться приступ только из-за того, что он думает об аллергене, тем самым провоцируя приступ.
  • И, если мы можем сделать так, то можем сделать и обратно.

В чем заключаются причины бронхиальной астмы по психосоматике?

Корни психологического значения болезни лежат, как правило, в ранних отношениях ребенка с матерью.

Например, мать по каким-то причинам вообще не хотела рожать, но родила. Или она долгое время до  болезни не замечала потребностей малыша и попросту их игнорировала.

  1. То есть, в обоих случаях, отвергала его.
  2. В процессе общения, при сближении с родным человечком, она каждый раз чувствует раздражение на него (за то, что он есть) и чувство вины перед ним (что не может должным образом быть матерью).
  3. Дети в этот момент прекрасно чувствуют материнское отношение к ним, ее негодование и отчуждение.

Тогда в ребенке рождается тревога и страх.

При этом как-то выразить свои чувства он не может, так как мать запрещает ему их выражать, запрещает кричать и плакать.

А дети плачут, когда им нужно удовлетворить какие-то свои потребности. Но малыш боится своими проявлениями чувств оттолкнуть мать еще больше.

Как проявляется психосоматика астмы у детей?

Невозможность установить теплый, любящий контакт с матерью вызывает развитие другого способа контактирования с ней. Это контакт через болезнь.

Он начинает контактировать с ней через свое тело.

И через болезнь ребенок получает одобрение, заботу и теплое отношение матери.

В итоге получает то, что давно хочет и сильно нуждается.

Все, цель достигнута, пусть даже и бессознательно. Скажите, какой ребенок после этого захочет выздоравливать?

Если он выздоровеет, то тогда снова лишится внимания, одобрения и заботы. Потому что мотивов выздоравливать нет.

Круг замкнулся. Мать мучается с больным дитем, хотя причина в ней.

А ведь все так просто — просто любить! Лишний раз обнять и обратить внимание, поцеловать и сказать теплые слова. И никакой болезни не будет!

Лечение астмы с помощью психологических причин

  • Отвержение ребенка – центральная причина возникновения нашего симптома.
  • Почему мать его отвергает – это уже другой вопрос.
  • Возможно, и, скорее всего, из-за своей психологической незрелости, или собственных неразрешенных внутренних конфликтов.

Малыш растет, и в дальнейшем симптом астмы становятся способом манипуляции близким окружением. Окружением, которое для него важно и значимо.

Читайте также:  Холестерин: польза и вред, для чего нужен в организме человека

Вся манипуляция направлена на получение внимания, любви и удовлетворение своих потребностей.

Кровинка вырастает, но и во взрослом возрасте бессознательно ведет себя так же. Потому что это уже его навык – он научился так действовать.

Бронхиальная астма у ребенка — это психосоматика родителей?

Да. В одном случае любви недостаточно, в другом — родительская забота так велика, что просто душит.

Невозможно свободно и самостоятельно сделать вдох и выдох, их все время кто-то делает за тебя. В этих отношениях невозможно «дышать полной грудью».

У детей срабатывает жизненный инстинкт. Они бессознательно ищут выхода, и более тяжелые проявления болезни появляются для того, чтобы менялась «тактика спасения».

Теперь несколько слов об атмосфере в семье, которая тоже может стать источником ситуации.

Причина астмы больного ребенка так же может лежать и в невротической семье (мы, будучи родителями — тоже «родом из детства» и над своими «заморочками» никто не работает – у нас это не является в порядке вещей).

В этом случае болеющий может быть нужен уже нам для избегания разрешения какого-то конфликта в семье.

Пока он болеет, конфликт «тлеет» и не обостряется. Все вокруг крутятся и не высказывают своих недовольств, в семье больной, зачем еще больше «поднимать волну».

Таким образом, все члены семьи «уходят» от решения конфликта.

Больные этим заболеванием своим внутренним состоянием походят друг на друга

Вот некоторые черты:

  • они переживают больше негативных эмоций, чем здоровые люди, и и так же больше их выражают;
  • астматики мало устойчивы к стрессам;
  • инфантильны (сохраняют черты детского возраста);
  • постоянно недовольны собой, таким какой есть;
  • завышенные требования к себе и заниженная самооценка (ощущение собственно несостоятельности;
  • добиваются желаемого результата с помощью приступа;
  • предъявляют повышенные требования к окружающим, но не к себе;
  • перекладывают ответственность за себя на окружающих;
  • повышенная тревожность, блокируют собственные эмоции;
  • им сложно выразить словами свое эмоциональное состояние;
  • трудно принимать решения, так как в этом случае резко повышается тревога;
  • неадекватно реагируют на заболевание: депрессией, фобиями, ипохондрией;
  • и т.д.

Ключевые ситуации, трудные для астматиков, — это выразить агрессию (враждебность) или нежность.

Лучше всего поддаются терапии те, у кого симптомы выражены сильно. Таким примером может быть наша клиентка, с которой мы справились с ее хронической психосоматикой аллергии. Те же, у кого симптомы выражены слабо, не особо охотно сотрудничают в терапии с психологом, им не хватает заинтересованности в работе.

Как мы справились с хронической астмой за 2 сеанса?

На момент нашей встречи клиентка болела уже долгие годы. Принимала медицинские препараты для облегчения симптома.

Кроме отношений с мамой, мы разбирали вопрос, откуда взялся аллерген (запах чего-нибудь не чистого), вызывающий спазм.

При выяснении откуда образовался аллерген на запах нечистот, бессознательная память стала поднимать на поверхность образы детства: она маленькая, частный, деревянный дом, по избе бегает много ребятишек…

На кухне по хозяйству «крутится» бабушка и постоянно вытирает руки о свой фартук, поэтому он стал совершенно грязным.

Когда дети пробегали мимо нее, она их ловила и высмаркивала в этот же грязный фартук.

И, когда бабушка высмаркивала ее, она вспомнила свои сильные ощущения удушья от грязи, запаха фартука. И каждый раз в горле появлялся спазм.

  1. Так происходило каждый день, целый день, и этого оказалось достаточно, чтобы сформировать заболевание, которое проявилось уже в более позднем возрасте.
  2. Запахи нечистот в ее случае стали аллергеном.
  3. На этом примере хотим подчеркнуть еще раз, что много людей могут иметь одно и то же заболевание, но причины, сформировавшие его, будут совершенно индивидуальны!
  4. Не все болеющие астмой сморкались в этот «бабушкин фартук».

Каждая болезнь несет свою выгоду

Психосоматика астмы у взрослых и детей помогает привлекать к себе внимание, помогает управлять другими людьми.

Больной может организовать свою жизнь вокруг лечения, и ему не надо будет принимать жизненно важных решений.

Если запах сигарет дает спазм, то можно отучить курить своего мужа, при этом не придется настойчиво и чрезмерно его «пилить» по этому поводу.

Как вы думаете, а какова ваша выгода от вашей болезни?

Как справиться с психосоматикой быстрее?

Важны два момента: попасть в точную причину и правильно подобрать психологические техники.  Если разбить всю работу по этапам, то целесообразнее идти таким путем:

  1.  определить исходную ситуацию,
  2.  конкретизировать корневую эмоцию (гнев, вина, стыд, горе — у каждого свое),
  3.  подобрать подходящие психологические техники,
  4.  проконтролировать правильность их выполнения,
  5.  скорректировать эмоцию (выработать новые реакции на провокации).

Пример: можно долго читать про запор — что это ментальные блоки, нелюбовь к себе. Но в 95% случаев он появляется в состоянии выбора, в подвешенном состоянии. Если у вас при этом есть базовое недоверие и тревожность, запор перерастает в хронический и обостряется в период выбора.

  • Следовательно, ситуации с выбором никогда не закончатся, но отношение к ним можно изменить психотерапевтическими способами.
  • Что делает большинство?
  • Изучают теорию, но улучшения не добиваются.
  • Дело в том, что самостоятельная работа со своим бессознательным требует большой подготовки.
  • Нужен ли специалист?

С ним просто будет быстрее. Самостоятельно справиться можно, но получается у единиц и за длительное время.

В моей практике сроки варьировались от 1 консультации до года. Самые распространенные случаи — это:

  • головная боль,
  • ЖКТ,
  • гинекологические проблемы,
  • легкие,
  • детские болезни через родителей и другие.

Узнать о работе вместе со мной можно здесь.

Здоровья вам и психологического комфорта.

Источник: http://propsihosomatiku.ru/astma-psixosomatika-u-vzroslyx-i-ee-lechenie/

Астма и психосоматика

Медицина не исключает возможности появления болезни на нервной почве. С какой бы проблемой ни пришел пациент, врач всегда рекомендует покой и исключение стрессовых ситуаций. Преодоление психосоматических причин дополняет медикаментозное лечение и помогает справляться с заболеванием на психологическом уровне.

Астма у взрослых: психосоматика ее появления

Фрейд утверждал: «если выставлять проблему за дверь, то она заберется в окно в виде симптома». Он первым описал психосоматику бронхиальной астмы, то есть психологические причины ее появления. И связывал это заболевание с проблемными отношениями больного с близкими ему людьми и их взаимным отвержением.

Следовательно, сначала у человека появляется проблема, которую он не может или не хочет решать, затем он ее пытается вытеснить из своего сознания и тогда начинают появляться симптомы астмы.

Психосоматика бронхиальной астмы проявляется следующим образом:

  • страх быть покинутым;
  • подавляемая агрессия, не имеющая никакого внешнего проявления;
  • боязнь высказать свое мнение;
  • умение привлекать внимание только с помощью приступа астмы;
  • использование заболевания как способа защиты от агрессивного окружающего мира;
  • злопамятность, неумение прощать;
  • накопление обид;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • плохие взаимоотношения с родителями.

Без разрешения проблем психосоматики медикаментозное лечение может помочь только на время, затем астма будет возвращаться снова и снова. Начать следует с формирования позитивного восприятия мира, в этом помогут такие аффирмации, как «Во мне есть гармония», «Я достоин любви», «Я могу создать вокруг себя мир и гармонию», «Я достоин внимания со стороны окружающих».

Методики лечения астмы на психологическом уровне предлагают следующие упражнения:

  1. Составить список всего, что приходиться терпеть, а затем того, что терпеть не желаете.
  2. Описать преимущества, которые дает наличие бронхиальной астмы. Именно с них придется начать внутреннюю работу, искать другие пути достижения своих целей.
  3. Постоянно следить за своими телесными ощущениями, делать так, как они вам подсказывают, формировать уважение к своему телу.

Психосоматика астмы у детей

Предпосылки для появления астмы у детей могут появиться при внутриутробном развитии, когда мать не хочет рождения ребенка. После появления на свет малышу необходимо ощущать защиту, материнскую любовь и заботу. Если ребенок встречается с отторжением, нежеланием матери кормить грудью или раздражением во время его плача, то такое отношение может спровоцировать астму.

Если заболевание проявляется у детей 3-5 лет, то причины, возможно, связаны с семейными отношениями. Например, родители предъявляют повышенные требования к ребенку, который еще не готов к ним. Или его настолько опекают, что без мамы он не может сделать ничего. В этом случае, приступы удушья – это защитная реакция организма на психологические проблемы.

Если ребенок растет в неблагополучной или неполной семье, то приступы астмы проявляются как способ обратить на себя внимания. Еще одной психосоматической причиной может быть запрет на выражение чувств (плакать, кричать, открыто высказывать мысли). Он начинает «задыхаться» от своих невыраженных эмоций, из-за чего неизбежно появляется бронхиальная астма.

Кашель можно охарактеризовать как выражение детской агрессии, злости и напряженной атмосферы в семье, где присутствуют споры и крики, большое количество запретов и ограничений.

Лечение психосоматики у детей заключается как в постоянном проявлении любви, заботы со стороны родителей, интереса к детским проблемам, играм и развивающим занятиям. Ребенок беззащитен, близость с мамой и папой для него очень важна. Малыш сразу чувствует отчуждение с их стороны, а его организм отвечает болезнью.

Астма на нервной почве

Согласно положениям психосоматики не каждая стрессовая ситуация может повлечь за собой заболевание. К нему приводят сдерживания определенных эмоций и вытеснение тревожащих проблем и мыслей.

Так астму на нервной почве могут вызвать переживания, связанные с конфликтами в семье, отсутствие спокойной атмосферы, постоянные крики и споры. Организм запоминает это нервное состояние, при котором возникает приступ астмы.

И затем, как только человек испытывает стресс, симптомы астмы к нему возвращаются.

Чтобы преодолеть астму на нервной почве необходимо начать с решения первичных проблем, повлекших данное заболевание. Нужно простить себя и своих близких, стараться не обижаться и не винить себя или других в возникающих конфликтах.

Надо научиться принимать себя и любить таким, какой есть на самом деле, отпустить прошлое и направить свои силы не на злость и старые обиды, а на создание своей благополучной семьи, выбрать занятие по душе, прислушиваться к себе.

Источник: http://astmabronhit.ru/astma_psihosomatika.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector